Сюда нельзя

Категории: Новости

#ИгратьЧтобыСтатьБлиже — проект по нормализации детско-родительских отношений в семьях, где есть ребята с инвалидностью — продолжается, и мы решили чуть подробнее рассказать о самой популярной игре. Возможно, вам пригодится эта информация, даже если вы не участвуете в нашем проекте оффлайн.

Напомню, в рамках проекта долгосрочную помощь в виде групповых и индивидуальных психологических консультаций, терапевтических настольных игр, телесноориентированных практик и других инструментов получают десятки семей.

🎲 И одной из самых популярных игр стала «Сюда нельзя». Это и неудивительно — мы уже упоминали о ней и о важности личных границ.

👨🏼‍🎓 Первоначальный вариант игры назывался «Лепёшка», наши постоянные участники её прекрасно знают. Игру разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, направлена она была на корректировку детско-родительского негатива и на развитие эмоционального интеллекта — ведь необходимо прогнозировать реакции другого человека и учиться проговаривать эмоции «словами через рот». Что в любой ситуации отличный навык.

Модификация игры была создана Н. Емельяновой и в ней нет открытого конфликта — такая версия более легка и безопасна для разных возрастов и для деток с особыми потребностями.

🤹🏼 Как играть?

Игроки сами лепят из пластилина свои фишки. В данном варианте не важно, будет это животное, человек, предмет или вообще что угодно. Сам этап создания фигурки имеет большой диагностический смысл.

⬜ Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета. Хозяин рассказывает гостю правила поведения в своём «домике», ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати, не кричать и т.д.

☝🏻 Чтобы зайти в домик, гость должен согласиться принять названные правила поведения. Он может также задать вопросы или попробовать договориться с хозяином. Если гость не согласен с правилами и договориться никак невозможно – он остаётся на предыдущей клетке и ждёт нового хода.

Участники не прикасаются к фигуркам друг друга, никакая порча и деформация не предусмотрена.

✅ Опыт применения игры показывает, что на первых этапах дети называют в качестве «правил» те, которые приняты у них дома для них – например «нельзя шуметь, когда папа спит», «нельзя сидеть на столе», «нельзя разбрасывать игрушки». Иногда дети повторяют правила за родителями. Задача ведущего – помочь детям перейти от перечисления формальных «нельзя» к тому, чего они действительно хотят или не хотят.

😳 Как видите, простая игра даже без готовых игрушек может помочь выплеснуть негатив, диагностировать то, что не устраивает и ребёнка, и, что важно, родителя, научить договариваться, принимать или доказывать. Это правда мощный терапевтический инструмент в форме простого игрового поля и пластилина.

(Кстати, спасибо Елизавете Хелингер — писателю, детскому психотерапевту и аналитическому психологу а ещё — автору психологических игр за то, что собирает и систематизирует такую информацию. И в целом делает массу полезных вещей, близких нам по духу).