Сюда нельзя
#ИгратьЧтобыСтатьБлиже — проект по нормализации детско-родительских отношений в семьях, где есть ребята с инвалидностью — продолжается, и мы решили чуть подробнее рассказать о самой популярной игре. Возможно, вам пригодится эта информация, даже если вы не участвуете в нашем проекте оффлайн.
Напомню, в рамках проекта долгосрочную помощь в виде групповых и индивидуальных психологических консультаций, терапевтических настольных игр, телесноориентированных практик и других инструментов получают десятки семей.
И одной из самых популярных игр стала «Сюда нельзя». Это и неудивительно — мы уже упоминали о ней и о важности личных границ.
Первоначальный вариант игры назывался «Лепёшка», наши постоянные участники её прекрасно знают. Игру разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, направлена она была на корректировку детско-родительского негатива и на развитие эмоционального интеллекта — ведь необходимо прогнозировать реакции другого человека и учиться проговаривать эмоции «словами через рот». Что в любой ситуации отличный навык.
Модификация игры была создана Н. Емельяновой и в ней нет открытого конфликта — такая версия более легка и безопасна для разных возрастов и для деток с особыми потребностями.
Как играть?
Игроки сами лепят из пластилина свои фишки. В данном варианте не важно, будет это животное, человек, предмет или вообще что угодно. Сам этап создания фигурки имеет большой диагностический смысл.
Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета. Хозяин рассказывает гостю правила поведения в своём «домике», ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати, не кричать и т.д.
Чтобы зайти в домик, гость должен согласиться принять названные правила поведения. Он может также задать вопросы или попробовать договориться с хозяином. Если гость не согласен с правилами и договориться никак невозможно – он остаётся на предыдущей клетке и ждёт нового хода.
Участники не прикасаются к фигуркам друг друга, никакая порча и деформация не предусмотрена.
Опыт применения игры показывает, что на первых этапах дети называют в качестве «правил» те, которые приняты у них дома для них – например «нельзя шуметь, когда папа спит», «нельзя сидеть на столе», «нельзя разбрасывать игрушки». Иногда дети повторяют правила за родителями. Задача ведущего – помочь детям перейти от перечисления формальных «нельзя» к тому, чего они действительно хотят или не хотят.
Как видите, простая игра даже без готовых игрушек может помочь выплеснуть негатив, диагностировать то, что не устраивает и ребёнка, и, что важно, родителя, научить договариваться, принимать или доказывать. Это правда мощный терапевтический инструмент в форме простого игрового поля и пластилина.
(Кстати, спасибо Елизавете Хелингер — писателю, детскому психотерапевту и аналитическому психологу а ещё — автору психологических игр за то, что собирает и систематизирует такую информацию. И в целом делает массу полезных вещей, близких нам по духу).